Что такое RSS

Когда-то давно (разумеется, по меркам Сети), когда еще никто не говорил о Web 2.0, любой уважающий себя сайт размещал на видном месте форму подписки на обновления сайта. И пользователи получали на электронную почту все новости ресурса, скажем, за неделю скопом. Иногда вникнуть в такой массив информации было тяжело, иногда просто лениво. Да и многочисленные рекламные блоки смазывали весь позитивный эффект. Но выбора не было, ведь постоянно заходить на сайт, надеясь на обновление, было бы совсем нехорошо. Но вот эти формы подписки стали исчезать, зато появились непривычные пиктограммки и непонятные буквы RSS. Но недолго быть им непонятными, ведь RSS – это по-настоящему просто.
А что? А зачем?
Возможно, я зря привязался к этой простоте, ведь аббревиатура RSS стала означать Really Simple Syndication (По-настоящему Простое Распространение) лишь в последней интерпретации протокола… Но, пожалуй, это самое уместное определение, в чем можно легко убедиться, если проследить то, как легко и ненавязчиво технология RSS вошла в нашу сетевую жизнь.
RSS – это семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.д. Обычно с помощью RSS даётся краткое описание новой информации, появившейся на сайте, и ссылка на её полную версию. Интернет-ресурс в формате RSS называется RSS-каналом, RSS-лентой или RSS-«фидом». То есть механизм такой: на сайте происходит обновление какого-либо материала, это обновление отражается в файле-«фиде», после чего читается специальной программой на компьютере пользователя либо каким-то онлайновым сервисом. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена конечному читателю. Так, чтобы не проверять наличие новых статей на любимом сайте, можно просто ожидать обновлений RSS-ленты. Это проще. По-настоящему просто.
Можно условно сказать, что RSS экономит наше время, просматривая за нас интересные сайты и сигнализирует о появлении чего-то интересного. Не правда ли, здорово? Не так много желающих что-то делать за вас. С другой стороны, RSS полезен и вебмастерам: можно быть уверенным, что читатель, подписанный на feed, не упустит обновление сайта, да и с другими сайтами можно хорошо сотрудничать, но об этом чуть ниже. А пока примем за аксиому, что RSS – это просто обалденно, и рассмотрим прелести с разных точек зрения.

Десять лет тому назад
Разработчики интернет-ресурсов всегда были заинтересованы в том, чтобы информация быстро и удобно поступала к пользователю. И простого сайта даже с самой продуманной навигацией для этого недостаточно, ведь хороший хозяин (читай вебмастер) не оставит свое детище без обновлений. А пользователь может и не заметить обновлений, все труды вебмастера в таком случае пойдут насмарку. Потому нужно было найти решение проблемы, которое помогло бы быть в курсе событий на любимом ресурсе без регулярного посещения сайта.
А еще было желание упростить работу с информацией, чтобы новость, опубликованная на одном ресурсе, могла быть обработана другим сайтом и автоматически выложена в Интернет. Эх, благими намерениями выложена дорога в Ад – сколько недопорталов сейчас банально тягают туда-сюда чужие новости, наживаясь на совсем не авторском контенте. Впрочем, я забегаю вперед – во время становления RSS возможность управлять потоками информации и транслировать новости на несколько сайтов действительно была нужна.
Над этим вопросом немало работали разные люди из разных компаний. Например, можно вспомнить Channel Definition Format (CDF) от Microsoft, PointCast, поддерживавшийся Netscape. Появилось понятие «семантической паутины» – надстройки над WWW, предназначенной для автоматической обработки информации в Сети. Но все это на поверку оказалось плохим ключом для двери к удобству обработки информации. Но первые шаги были сделаны, причем достаточно удачные. Десять лет назад, в далеком 1997 году, появились первые прообразы существующего ныне RSS. Компания Netscape использовала технологию для наполнения каналов своего портала Netcenter; вскоре подобным способом стали наполнять другие новостные сайты, в том числе такие зубры, как BBC, CNET и CNN.
Та версию RSS получила официальный номер версии 0.90. Несомненно, то было огромное достижение, но в целом стандарт был слишком сложным, недостаточно удобным и, по мнению большинства, нуждался в кардинальной доработке. На самом деле, разбираться в RSS 0.90 мог только знатный специалист в RDF (Resource Description Framework — стандарт схемы описания источников), на котором и базировалась технология. Тогда Netscape выдвинула упрощенную версию – RSS 0.91. Но и она не решила проблемы, потому особого распространения не получила. Netscape в свою очередь перестала активно развивать RDF Site Summary (сводка сайта по стандарту схемы описания источников) – именно так тогда расшифровывались буковки RSS.
Следующие значимые изменения случились в 2000 году. Технологией тогда параллельно занимались независимые разработчики – энтузиасты из списка рассылки RSS-DEV с одной стороны и компания UserLand Software во главе с Дейвом Вайнером с другой стороны. Каждый лагерь выдал свой результат: Вайнер от имени UserLand Software опубликовал спецификацию RSS 0.92, а господа из RSS-DEV показали RSS 1.0. Сложно сказать, чьи заслуги важнее. Именно RSS 0.92 смогла подготовить фундамент для повсеместно используемой ныне версии 2.0, именно Дейв Вайнер придумал «по-настоящему простую синдикацию (распространение)». Его разработка стала достаточно популярной, ее взяло на вооружение издание The New York Times. Но и RSS 1.0 от RSS-DIV занял свою нишу, т.к. был основан на стандартах XML и RDF организации W3C (World Wide Web Consortium – Консорциум Всемирной Паутины, организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для WWW). В итоге 1.0 и 2.0 мирно сосуществуют. Первая версия чуть более сложна и вовсю расширяется с помощью модулей, что удобно для более специфических решений; вторая обычно используется в более простых случаях, например, для трансляции новостей с популярного портала.

Стандарт стандарту рознь
Как ни странно, войны форматов не произошло. Обычно даже два альтернативных решения в индустрии информационных технологий ведут к холиварам с применением тяжелой артиллерии и самых грязных средств пиарщиков, маркетологов и прочей медиа-братии. Тут же мы имеем как минимум три реально используемых стандарта (0.91, 1.0, 2.0). Да еще к тому прибавить рудиментарное использование умерших версий 0.90 и 0.92, 0.93, 0.94. Плюс прибавим в эту же кучу XML-формат Atom, который с пользовательской точки зрения не отличается от RSS. Казалось бы, пора уже и в штыковую, рубиться за любимый стандарт или хотя бы устраивать горячие дискуссии типа «Intel vs AMD». Ан нет, партия все предусмотрела.
Ну ладно, преувеличиваю. Не все. Есть проблемы несовместимости, но они скорее исключение, нежели правило. Обычно программы-агрегаторы способны легко обрабатывать все стандарты. В принципе, если чуть вспомнить историю, то нетрудно догадаться о том, что различия в RSS-лентах разного формата не шибко фатальны.
Из самых известных бед с синдикацией вспоминается консерватизм LiveJournal. Разрекламированная функция трансляции RSS-каналов некорректно работает с форматом 2.0, т.к. официально не поддерживает его. Грустно, товарищи.

По-настоящему практично
Но грош цена всем разнообразным стандартам, если не знать, как их применять. Потому на этом стоит акцентировать особое внимание. Для обычного пользователя вроде бы все ясно. Сайт обновляется – пользователь об этом узнает, читает анонс свежего материала в своей читалке (программе-агрегаторе или онлайн-аналоге). Да, иногда в RSS-ленту включается сама новость/публикация/что-нибудь еще, а иногда только анонс; второй случай более распространен, так как владельцам сайтов выгоднее пригласить читателя на сайт. Для чтения, как я и говорил, нужно использовать специальный агрегатор. Это может быть самостоятельная программа (FeedReader, RSS Bandit), надстройка для браузера как в Opera, FireFox, Internet Explorer 7.0, онлайн-агрегатор вроде Google Reader или Яндекс.Лента. Есть даже агрегаторы для карманных компьютеров и мобильных телефонов.
Если отказаться от эгоистичной точки зрения потребителя информации, то RSS используется шире. Например, рассмотрим аспект веб-строительства: некто Вася Пупкин хочет открыть домашнюю страничку с фотографиями любимого хомяка. А еще он желает видеть на той же странице свежие новости в сфере авиастроения. Несложный скрипт позволит вписать RSS-канал c нужными новостями недалеко от фотографий, и будет счастье Васе Пупкину. Только вот совсем не радует злоупотребление такими способами в шаблонном производстве сайтов: покупается домен, из заготовки делается сайт, там транслируются чужие новости – ни ахти какая, но все же рекламная площадка готова.
Кстати, стоит упомянуть о рекламе. Пока что сфера RSS не затронута вирусом рекламы, но этого стоит ожидать. Слишком уж лакомый кусок остается ничьим. А ведь недавно Feedburner, крупнейший сервис по обработке RSS-каналов, был куплен великим Google. Можно ожидать Google AdFeeds или что-нибудь подобное.
На базе RSS создаются специфические сайты. Например, rss2email.ru – cервис по доставке новостей в формате RSS на электронную почту. Или Kanban.Ru – первый в Рунете каталог «фидов». Кстати, там же есть и весьма неплохой онлайн-агрегатор; а еще там удачно подмечены достоинства стандарта: “RSS-дайджест – это как газета, содержание которой Вы заказываете сами.”
Когда-то RSS-ленты были забавой для адептов технокульта. Сейчас это все более и более привычный способ получения информации. Свои каналы-«фиды» есть у всех крупных порталов, у всех блогов, как stand-alone, так и на базе блог-хостингов вроде LiveJournal и многих других ресурсов. Я точно знаю, что не мог бы быть достаточно компетентен для написания статей в хороший журнал, если бы не читал RSSы тематических ресурсов вместо хаотичного серфинга. Это сэкономленное время, которое, как известно, дороже всего. Так что нет резона не пользоваться RSS, ведь это по-настоящему просто.

И напоследок: знать, что такое RSS, но не воспользоваться знаниями для чтения RSS-потока MaxiGame.by – как минимум глупо 🙂

Связанные записи