Обзор Grand Theft Auto IV

Grand Theft Auto IV – это самый ожидаемый проект 2008 и 2007 годов. Аналитики прочат игре невероятные продажи, представители Rockstar уверяют, что игра оправдает даже самые смелые ожидания, ЕА пытается купить издателя Take-Two, геймеры занимают очередь за неделю до начала продаж, а сделать предзаказ можно далеко не везде – рассказывать про ажиотаж, связанный с GTA IV можно долго и интересно, благо историй хватает. Но стоит ли так волноваться? Определенно стоит. Игры уровня GTA IV появляются раз в пять лет, и являются, как правило, играми, продающими платформу, и часто являются эксклюзивами. Однако GTA IV – это мультиплатформенный проект, игра увидит свет и на Xbox 360, и на Playstation 3. Однако и здесь между гигантами – владельцами платформ, завязалась борьба “кто склонит чашу весов в свою сторону”. Речь идет о дополнительном контенте, который появиться спустя некоторое время после релиза. И здесь деньги Microsoft сделали свое дело – Xbox 360 получит эксклюзивные эпизоды в конце лета. По словам Rockstar эти эпизоды будут очень большими. А если в Rockstar говорят “очень большой”, то нет причин сомневаться, что так оно и будет.

Жанр: Action

Разработчик: Rockstar

Издатель: Take-Two

Платформы: Playstation 3, Xbox 360

В Интернете, в том числе и на MaxiGame.by, было огромное количество превью, в которых рассказывалось о новых возможностях игры. В отличие от других разработчиков, Rockstar не соврали ни слова и воплотили в жизнь все, о чем рассказывалось в превью. Игра изобилует мелкими деталями, которые оживляют ее, и этих мелочей столько, что, наверное, даже при повторном прохождении будет обнаруживаться что-то новое и ранее не виденное. Ни в одной игре не было уделено такого большого внимания мелким деталям.

При первом запуске игры появляются два логотипа Rockstar и несколько артворков. Традиционное меню, из которого нужно запускать новую игру либо загружать старую, упразднено, а игра, не спрашивая, загружается сразу. Следует сказать, что эта загрузка – самая долгая в игре, и занимает около 30 секунд. Загрузки между миссиями занимают 4-5 секунд, и после нескольких часов игры перестаешь замечать их вовсе.

Игра начинается с прибытия главного героя Нико Беллика – эмигранта из Восточной Европы, в Liberty City. Он приехал, чтобы начать новую жизнь и воплотить американскую мечту в жизнь. О райском уголке Liberty City ему писал кузен Роман, рассказывая о дорогих машинах, женщинах и роскошном особняке. Однако по приезду оказывается, что Роман по уши в долгах, его преследуют кредиторы, а вместо особняка – квартира в трущобах.

С самого начала игра напоминает дорогой фильм, нам показывают огромное количество постановочных роликов, которые выполнены на очень высоком кинематографичном уровне. Фирменный юмор серии никуда не делся. Ни один ролик не оставляет равнодушным и заставляет улыбнуться. В качестве постановки с GTA IV может сравниться разве что Devil May Cry 4. Все остальное, что вы видели раньше – забудьте.

Персонажи в GTA IV очень яркие и запоминающиеся, каждый со своими характерными чертами. Узнать любого из них можно с закрытыми глазами. Постепенно Нико будет встречать новых персонажей, заводить с ними новые знакомства, работать, либо просто приятно проводить время в баре, боулинге или где-нибудь еще.

Первые 20 миссий ненавязчивым образом будут обучать основам управления. Придется научиться водить машину, пользоваться оружием, быстро бегать, драться, угонять машину, пользоваться мобильным телефоном. Однако, несмотря на обучающий характер, эти миссии нельзя назвать скучными, поскольку они умело вплетены в сюжет и щедро сдобрены кат-сценами.

Ровно по приезду в город, карта будет совершенно пустой, безо всяких пометок, поэтому игроку волей-неволей придется отыгрывать роль эмигранта, который не знает ничего о городе, в который приехал. Нам придется учиться вместе с Нико.

Способов передвижения по городу достаточно: flash игра мототриал, машины, такси, поезд и вертолет. Такси, как ни странно, имеет смысл, когда вам нужно быстро добраться, например, с первого острова на третий. На машине это может отнять добрых десять минут, а на такси можно пропустить поездку, мгновенно оказавшись на месте назначения. Поезд – довольно спорное средство передвижения, поскольку для его эффективного использования придется разобраться с устройством местных маршрутов. Линий метрополитена около десяти, не могу сказать наверняка, поскольку мне встречался только поезд номер 8.

Как вы уже поняли из предыдущего абзаца, город разбит на три больших острова, соединенных длинными мостами. При въезде на мост необходимо остановиться перед шлагбаумом и оплатить 5 долларов в окошко терминала. Если этого не сделать, то можно получить уровень розыска. Полицейские, к слову избавлены от необходимости платить этот сбор, и если вы в полицейской машине, то можете колесить туда-сюда совершенно бесплатно.

В городе большое количество мест, которые можно посетить: магазины одежды, закусочные Cluckin Bell и Burger Shot, боулинг, бильярд, стрип-клубы, театры кабаре и бары. Эти места играют социальную роль. Когда вам нужно налаживать отношения с другими персонажами, вы назначаете встречу, встречаетесь и едете культурно проводить время. Или некультурно. Напившись в баре, Нико будет шататься из стороны в сторону так, что дойти до машины будет целой проблемой. Вождение в нетрезвом виде полно всяких сюрпризов, опасных для здоровья.

За реалистичность такого рода ситуаций отвечает новый движок, построенный на основе новой технологии Euphoria (читается – эйфория), которая отвечает за реалистичность движений и придает им вес. К стандартной игровой механике прошлых GTA прибавилась возможность укрываться за объектами в стиле Gears of War. Также изменения претерпела и система прицеливания, правильнее сказать, также была позаимствована из GoW. При нажатии на левый курок геймпада, камера перемещается за правое плечо и цель автоматически фиксируется. Если на левый курок нажать не полностью, то прицеливаться нужно будет вручную. Стрелять можно в различные части тела. Например, полезнее подстрелить врага в ногу, а затем, когда он упадет, добить, чем стрелять в корпус.

Оружия в игре много, как и в предыдущих сериях, но ощущения от него другие. Во-первых, звуки выстрелов гораздо более реальны, чем в любой другой игре. Во-вторых, чувствуется вес оружия и, в-третьих, участвовать в перестрелках – одно большое удовольствие.

Однако оружие нужно не только для убийства, им можно и просто напугать. Например, если кто-то хочет надавать Нико по ребрам – достаете пистолет и видите сверкающие пятки убегающего смельчака. Этот трюк работает и с захватом машин. На перекрестке достаточно прицелиться в лоб водителю понравившейся машины, и он в ужасе покинет ее. Если же окажется слишком наглым и попытается уехать, можно остановить его побуждения одним хедшотом, только стекло заляпается кровью.

Помимо описанного способа угонять машины, можно воспользоваться проверенным методом – вытаскиваем водителя на дорогу и уезжаем. Если же вы увидите машину на стоянке, то, скорее всего, она будет закрыта. Тогда Нико разбивает стекло локтем, коленом или прикладом оружия, забирается внутрь, что-то делает с проводами, и только тогда машина заводится и можно ехать. Машины не рвут с места, а разгоняются в зависимости от мощности двигателя. Впервые в серии появилось понятие “педаль тормоза”. Жизненно важно перед поворотами снижать скорость и рассчитывать длину тормозного пути, чтобы не пролететь мимо. При сильной аварии можно вылететь через лобовое стекло. Исход миссии при таком раскладе чаще всего отрицательный, поэтому придется научиться аккуратно и при этом быстро водить. На машине остаются дырки от пуль, кровь сбитых людей, вмятины от аварий – полный набор, как видите.

С экстерьером разобрались, теперь о том, что вас ждет внутри машины. Речь, конечно, о радио. Количество доступных радиостанций переходит все мыслимые границы – теперь их восемнадцать. И заполнены они не чем попало, а очень хорошей лицензированной музыкой. К слову, все треки, которые вы слышали в трейлерах, можно услышать на волнах различных радиостанций. Направления музыки охвачены практически все: начиная от классики и заканчивая хардкором. Впервые в серии GTA дебютировало радио русской направленности. На Vladivostok FM можно услышать Глюкозу, Сергея Шнурова, Серегу, Би-2 и прочих резидентов русской эстрады. В качестве ди-джея на радио Vladivostok FM выступает украинская певица Руслана.

Помимо радио в GTA IV есть и телевидение. Количество передач, которые охватили Rockstar просто огромно: начиная от аналога Comedy Club и заканчивая различными шоу для “крутых парней” вроде Men’s Room. Между передачами показывают рекламные ролики, которые рекламируют все подряд: рингтоны, машины, агитируют на вступление в ряды полиции и так далее. В каждой секунде любой программы или рекламы просто море стеба, наболело, наверное. Телевизор можно смотреть на протяжении двух реальных часов и не увидеть ни одного повтора. В игровом исчислении это просто море времени.

Тема развлечений продолжается в игровом Интернете. Увидев рекламу по телевизору, где рассказывается о сайте, торгующем машинами, можно поехать в Интернет-кафе, и найти этот сайт. У Нико есть своя почта, на которую приходят как полезные сообщения, так и обычный спам о дешевых медикаментах, умирающих богатых родственниках и прочем. Полезная почта содержит побочные миссии, как например, найти редкую машину или мотоцикл, и привезти ее заказчику за солидное вознаграждение.

Еще одно большое нововведение в GTA IV – мобильный телефон. С его помощью вы можете назначать встречи, отвечать на звонки, получать сообщения, вызвать полицию, пожарную или скорую и так далее. Многие миссии крепко связаны с телефоном. После выполнения, Нико звонит заказчику и отчитывается о ходе и выполнении миссии. Поначалу у Нико будет дешевый телефон кузена. Как у настоящего телефона, звонок можно настраивать на вибро или тихий звонок, выбирать рингтоны и так далее. Впоследствии Нико получит телефон с камерой и bluetooth, а рингтоны можно будет скачать из внутриигрового Интернета. При провале миссии, на телефон приходит sms-сообщение с предложением переиграть проваленную миссию. С помощью телефона также можно, не выходя из игры, перенестись в режим мультиплеера, достаточно выбрать нужную опцию.

Всего в игре существует 15 многопользовательских режимов. Ни в одном из них нельзя играть за Нико. В каждом из режимов будут ранговые матчи и простые. В ранговых матчах будет считаться статистика, и начисляться очки. От их общего количества зависит ваше место в ранге, всего их десять. Чем выше ваш ранг, тем больше возможностей для кастомизации персонажа, выбора одежды и аксессуаров. Но ранговая система скорее приятное дополнение, поскольку сам факт наличия качественного мультиплеера гораздо важнее.

Расскажу про несколько режимов, которые мне удалось опробовать.

GTA Race представляет собой гонку на 16 человек. Побеждает тот, кто первым приедет к финишу.

Cops ‘n Crooks – это командная игра на 16 человек. Одна команда должна доставить своего босса из точки А в точку Б. Другая команда играет за полицейских и должна их остановить.

Hangman’s Noose – это кооперативная игра на четырех человек, в которой нужно выполнить определенную цель. В этом режиме игрокам противостоят виртуальные соперники. Каждая миссия в этом режиме имеет небольшой сюжет и начинается с кат-сцены. Цели будут разные, например, сдержать штурм полиции, защитить кого-нибудь или добраться до определенной локации.

Мультиплеер в GTA IV можно назвать одним из лучших. Самое важное, чтобы сервера работали без сбоев, поскольку, когда несколько миллионов человек захотят поиграть в онлайне, не исключены падения вроде тех, что были на Рождество в Xbox Live.

Grand Theft Auto III стала революцией для своего времени, перенеся действие серии из двухмерной системы в трехмерную. Grand Theft Auto IV не совершила революцию, но сделала огромный шаг вперед и задала новые стандарты. GTA IV ценна тем, что в ней все прекрасно: голливудский сюжет, большой живой город, новый физический движок, переработанный искусственный интеллект и много другое. Это игра, в которой столько нового, что хватило бы на десяток хороших игр. Это игра, которая дает больше, чем от нее ожидаешь. Это игра, которая честно заслуживает десять баллов.

Оценки:

Графика 9.5

Звук 10

Геймплей 10

Продолжительность 10

Общая оценка 10

Связанные записи