Попробуйте представить себе MMORPG-игру своей мечты. Получается? Скорее всего, все её составляющие уже существуют по отдельности, в разных играх и проблема заключается только в том, чтобы их всех уместить в один шедевр.
Пока такого чуда не сотворено, игроку среди пестрого многообразия онлайновых игр предстоит выбрать какую-то одну (что, впрочем, не касается совсем уж фанатиков онлайна). В связи с этим, война за аудиторию онлайн-игроков не утихает, это притом, что действительно заслуживающих внимания игр очень мало.
Самое, пожалуй, заметное выяснение отношений идет между игроками таких гигантов, как World of Warcraft и Lineage 2. Каждый считает свою игру лучше и каждый в этом прав. Местами…
Темный старт
Игрока, который впервые запустил Lineage 2, ждёт достаточно суровое начало, перемежаемое стрессовыми ситуациями. Начинается все со стартовой локации: возродиться на лужайке – ваше счастье, тогда как мрачные высотки тёмных эльфов могут сразу же отпугнуть, заставив игрока с тоской думать о мрачном стиле игры. Далее игрока ждет минутное постукивание по волшебным клавишам WASD и паническое недоумение – почему ничего не происходит? После экспериментов со всем, что нажимается и двигается у вас на столе, выясняется, что персонаж управляется как в стратегии или, если хотите, в изометрической RPG типа Diablo. Вообще, в меню есть настройка, переключающая управления на WASD, но на деле она абсолютно бесполезна: все маленькие достоинства свободной камеры превращаются в большие недостатки, а поворот персонажа при помощи клавиатуры происходит со скоростью маневрирующего авианосца.
Привыкнуть к этой системе хоть и сложно, но можно, а взамен она даст вам некоторые преимущества. Укротить болтающуюся камеру тоже со временем получится, хотя в каждом бою, где врагов будет хотя бы несколько десятков, эта система управления будет исправно подкладывать вам приличного размера свинью.
Графика игры рождает такие же смешанные чувства. Хвала небесам, люди в La2 похожи на людей, эльфы на эльфов, а гномы… на гномов. Причем модели не напоминают экспонатов кунсткамеры как в WoW, то есть лица гномов не вызывают отвращение своими приплюснутыми формами, а эльфы-мужчины не напоминают стриптизеров из дешевого бара. Женские модели сами по себе неплохи, хотя угловатость форм несколько снижает возбуждающий эффект эльфийской груди.
В целом, пейзаж, который выдает дедушка Unreal 2.0, радует глаз, а большего и не надо. Впрочем, тут же игрок сталкивается с чистейшей воды нахальством: он еще и подтормаживает! Такая оптимизация для движка такого возраста неприемлима, особенно это заметно в городах. Забавно замечать, как человек, игравший на своей железке в Crysis, недоуменно разглядывает подергивания на экране.
Мы из мультика
На этом фоне картинка WoW напоминает привет из Диснейленда: море красок, яркость и насыщенность декораций режет глаза. В этом и состоит вопрос: или вы предпочитаете явно постановочный, но насыщенный и красочный стиль, или вам более импонирует “реалистичная” графика со своими строгими, но родными и без привкуса фальши красотами.
Как уже было сказано, главная беда моделей в том, что они имеют совсем не модельный вид. Конечно, никто не требует от женщины-тролля фигуры госпожи Шиффер, но так опустить людскую расу могли только Blizzard с высоты их игрового Олимпа. Кроме того, в Датском королевстве (то есть в WoW) также наблюдается резкий дефицит полигонов во всех моделях и объектах и угловатость ландшафтов, сразу наводящая на мысли о конструкторе Лего. Всё это в некоторой степени компенсируется недурной анимацией и свойственным Blizzard вниманием к деталям, составляющим атмосферу игры.
Но мы ведь все равно будем играть за Кровавых Эльфов-стриптизёров, правда?
Линейка или жизнь?!
South Park, S10E08
Ответ на вопрос в заглавии зависит от того, насколько велики ваши амбиции. Если вы хотите стать как минимум крепким середнячком среди вам подобных за менее чем полгода, придется, скорее всего, забыть о здоровом образе жизни и мелких радостях вечерних прогулок на свежем воздухе. Ну а если в вашей голове прочно укрепилось желание стать “отцом” La2, вам предстоят несчитанные часы у синего экрана. Ваши друзья и родственники, не сомневайтесь, не раз еще проклянут NCSoft, возможно, даже не зная об её существовании.
А все потому, что прокачка в La2 – страшная участь. Только те, у кого это вошло в образ жизни, возможно могут получать от бесконечного PvE некоторое удовольствие, но тот же игрок WoW, придя в La2, может сойти с ума, настолько долго и скучно здесь идет левел-ап. Квесты в игре абсолютно бесполезны(кроме разве что заданий на специализацию), потому что пользы от них никакой. То количество опыта, которое выдается за их выполнение, делает даже самое быстрое их прохождение невыгодным для игрока, ну и наконец они просто ничего интересного из себя не представляют.
Это и есть один из определяющих факторов. Средний игрок (а это не 18-летний школьник-оболтус) предпочтет прокачку в WoW, а не в La2. Она занимает в несколько раз меньше времени и мышечных усилий, игрока ждет интересный контент для низкоуровневых персонажей и, главное, качественные и интересные квесты, прохождение которых чаще всего выгоднее, чем однообразное, гарантирующее головную боль избиение монстров.
Сразу следует оговориться: WoW не требует от вас малого, а скорее меньшего, нежели чем La2. Онлайновые игры – они коварны. И если WoW можно сравнить с омутом, который вас потихонечку засасывает, но из которого с помощью друзей и близких можно без потерь вырваться, то La2 в этом плане больше похожа на водоворот. Ну а если вы уже достигли максимального уровня (жмём вам руку и соболезнуем одновременно), попробуйте представить, сколько бы вы могли сделать за это время полезных вещей. Представили? Не страшно? Тогда двигаемся к PvP.
Туз в ножнах
Высокие зубчатые стены и башни с переходами, бойницы и массивные ворота, а главное, главное – толпы живых игроков, сотни высокоуровневых персонажей и каждый что-то делает: кричит, бегает, стреляет или кастует… Идет осада замка.
Далее рассказывать текстом просто бессмысленно, в этом надо участвовать. Ощущение достоверности происходящего сражения неимоверно высоко, такого рода удовольствие можно получить разве что в пейнтбольном клубе. Спецоперации, вылазки и диверсии, разведка – все это по-настоящему, все работает. Замки – не просто большие гильдхаусы, это центр региона, место притока огромных денег, апогей геополитической системы. Кланы, альянсы – всё это играет в La2 важную и совсем нешуточную роль. Дипломатия иногда меняет облик сервера больше, чем сражения вместе взятые. И это замечательно. Только вот деталь: чтобы принять во всем это участие, вам нужен высокоуровневый персонаж. Но ради такого можно даже пожертвовать кое-чем, верно? И если вы готовы, главное для вас – это остаться нормальным человеком к тому времени, когда ваш уровень позволит вам в этом участвовать.
PvP WoW на этом фоне выглядит каким-то недорослем. Гильдии носят, о ужас, почти формальный характер и разве что облегчают коммуникацию людей, которые вместе ходят в рейды, чем их роль исчерпывается. Геополитики, дипломатии, даже гильдхаусов в WoW нет. Вообще нет. Все это наводит на мысли о том, что прилагательное “казуальнее” как нельзя лучше описывает разницу между этими двумя играми. Арены, батлграунды и вменяемое классовое разделение (предполагающее зачатки стратегии командной игры) как-то сглаживают ситуацию, но не меняют положения WoW как аутсайдера в этой номинации.
Перетягивание каната
Мелкие радости жизни – вот чем WoW подкупает. Начиная дизайнерскими изысками (вы обязательно наткнетесь на какую-нибудь пасхалку, или приветственную ласточку из Warcraft) и заканчивая вменяемой экономической системой. Вам, например, не потребуется на часок-другой отойти от компьютера, чтобы продать что-либо. Достаточно лишь поместить вещь на аукцион и идти по своим делам.
Кроме того, в WoW не наблюдается распределения достатка по африканскому сценарию, тогда как на серверах La2 при крайней зажиточности “верхних” слоёв населения, наблюдается тотальная нищета средних игроков.
Интерфейс – завершающий аккорд гимну преимуществ WoW. И даже не в том дело, что стандартный достаточно удобен (а он удобен), а в том, что возможности его модификации почти безграничные. И вам не придется ничего делать самому: существуют тысячи т.н. аддонов, среди которых вы обязательно найдете подходящий вам.
Lineage 2 взяла курс на интеграцию, что явно просматривается в последних изменениях. Те же дуэли – явный привет из WoW. Качественные изменения, пусть даже по чужому подобию, ведут в правильную сторону. А экстенсивный пусть Blizzard ведет, как многим кажется, в тупик. На пути, правда, собирая 10-миллионные аудитории.
И в заключение, своеобразное подведение итогов:
World of Warcraft 2-3 Lineage 2
Интерфейс и управление
World of Warcraft 3-2 Lineage 2
Геймплей: PvE и квесты
World of Warcraft 4-1 Lineage 2
Геймплей: PvP и геополитика
World of Warcraft 1-4 Lineage 2
Итог противостояния:
World of Warcraft 10–10 Lineage 2
Всякое мнение субъективно. А уж в вопросах, которые касаются произведений искусства (а в идеале игры – именно такой род вещей) тем более. Важно не то, какая из этих игр лучше, а то, какая из них вам более по душе. Знаменательно, что у нас вышла ничья. Ведь это два разных, но одинаково интересных, красивых и продуманных мира.
Только не забудьте, пожалуйста, что настоящий мир – он здесь.