Экономика и игры: бизнес в Матрице

1) Самым главным игровым экономическим симулятором считается Монополия. Ее автор – безработный теплотехник из Пенсильвании, создавший игру о том, как разбогатеть, в период Великой Депрессии, когда экономика США переживала тяжелейший момент в истории. Игра хорошо продавалась, и Parker Brothers – те купили у него права на издание Монополии, и началась великая эпопея уровня Тетриса.

Потом Монополию стали издавать другие компании, в том числе и нелегально. Был и советский аналог – Менеджер, а так же десятки других и на разных языках, в десятках стран и даже с видоизмененными правилами. Но концепция в основном была неизменной, и часто бывает так, что любую игру, "косящую" под оригинал называют просто "Монополией", а не "Tactic Economic Manager 1.98".

Прямо сейчас мы можете сыграть в онлайн-монополию, да и не только с искусственным интеллектом, но и найти себе живых соперников.

Open for Business. Игровая серия The Sims – очень популярная и очень продаваемая на территории США игра уже как четыре года. К первой и второй части выходило множество аддонов, иначе говоря – Expansion Pack’ов. Один из них – Open for Business.

В отличие от множества игр подобного рода, в The Sims 2: Open for Business у вас есть широкий выбор, каким именно бизнесом вы хотите заниматься. От самого The Sims 2 вы получаете отличную анимацию, смешную озвучку и неплохое на сегодняшний день подобие реальности происходящего.

3) <Вставь название бизнеса> Tycoon. Это уже отдельный жанр – "Тайкун". Были тут и зоопарки, и парки развлечений, и аэропорты, и коммерческая больница, и мегаполис, и даже подземная база Злого Гения. В начале игры вы получаете чуть ли не пустынный участок, на котором через пару часов уже будет находиться солидная инфраструктура, за которой даже просто наблюдать приятно – маленькие человечки ходят, носят, деньги приходят-уходят, у кого то падает мотивация и прочее, прочее, прочее – на вкус разработчика.

Вот так вы и сидите, как Большой Папочка, глядя сверху вниз на собственную виртуальную империю, отдавая приказы, отлаживая процессы, проводя улучшения и придумывая, как бы "заработать побольше денег". Если играть пару часов, то некоторые игроки входят в особое медитативное состояние, в котором им кажется, что все происходящее – реально. Впрочем, как и в любой другой игре. Главное не отвлекаться и думать только об игре, но это уже тема совершенно другой статьи…

Даже если в названии игры и нет заветного слова Tycoon, она все же может им являться, например, Restaurant Empire. Да и один из светил планетарного геймдева – Сид Меер (известен по Sid Meier’s Pirates!) ответственно заявил, что слова "Тайкун" слишком "опошлено" другими компаниями, которые выпустили низкосортные игры с этим словом в названии, поэтому свой следующий проект он выпустит без этого слова. Хотя игра будет Тайкуном.

4) Вообще то намеками на экономику обладают многие известные стратегии, такие как Warcraft, Starcraft, Civilization. Игрок следит за показателями ресурсов, решает, каким образом будет развиваться – сначала вложиться в улучшения, а потом создаст армию, или сначала сделает много слабых войск, и только ближе к середине игры начнет производить улучшения. Оптимизация ресурсодобывающих точек (построить второй пункт сбора ресурсов или послать рабочих на другой рудник?), грабежи противника, добыча золота с риском для жизни (ресурсы за выполнение побочного задания), инвестиции в модернизацию производства, которое вовсе не сразу себя окупит; а ведь еще есть торговля, дипломатия, наука…

6) MMORPG . Сегодня почти каждая популярная MMORPG обладает "нехилой экономической составляющей". Это колебание курса валют, цен на товары, возможность захватить власть в определенном регионе чтобы собирать с нее налог и прочее. Так же широко практикуется продажа игровых персонажей за реальные деньги. Цены за прокачанного перса могут доходить до тысячи "вечнозеленых" и выше. Особенно в этом деле преуспели Китай и Япония – ну уж кто как не они, уже вовсю строящие "Internet 2.0" и имеющие прототипы голографических дисков на 300 Gb, будут заправлять в киберпространстве? 😉

5) И отдельно стоит упомянуть такой феномен, как Second Life – настоящая виртуальная реальность современного мира. Под словом "настоящая" понимается то, что это не игра в обычном смысле слова, а обычная виртуальная жизнь – работа, общение, шопинг. Известны случаи, когда люди покупают за десятки тысяч долларов торговые площадки, а потом перепродают их самим торговцам – бизнес в чистом виде, только уже виртуальный. Подобные вещи происходят не только в Second Life, но и в некоторых других MMORPG, в том числе и браузерных.

В этом виртуальном мире уже многие крупные компании, например, Amazon или Apple, открыли свои представительства. Автор этих строк даже слышал мнение от одного из корпоративных работников, что бум с Second Life напоминает интернет в начале своего становления – это когда все бегали и кричали, что компании нужно срочно открыть свой веб-сайт, а их все спрашивали: "Интернет? Что это такое?". Сейчас так происходит с Second Life.

6) Виртономика. Браузерные экономические игры тоже существуют, и Виртономика – одна из лучших представителей сего направления. Все сделано красиво, достаточно удобно, и что важно – серьезно. Виртономика, кажется, всеми силами и в каждой игровой фразе пытается подчеркнуть свою серьезность. Создание собственных компаний, акции, обучения персонала, реклама, форекс, сделки и прочее – перед началом игры не забудьте одеть пиджак.

Х) Да и вообще – игр без экономики, пусть и не в чистом виде, можно сказать нет. Если поумничать, то некоторые даже в Тетрисе найдут менеджмент фигур и планирование выполнения, а так же мотивацию (играть дальше) и кризисный менеджмент (Антон! В который раз говорю – кушать!). Что уж говорить про каждую стратегию. В шутерах – патроны, аптечки, что похоже на ресурсы компании, в казуальной игре – есть множество симуляторов ресторанов, заправок, да и чтобы "лопать шарики" мозг игрока должен производить операции, схожие с тем, которые протекают в голове у директора "Газ-мяса".

Но а теперь другая сторона – как считает один известный экономист Сергей Нелюбин, периодически играющий в компьютерные игры: "Игра от реальной экономики отличается очень сильно. Если человек играет в так называемые "экономические игры" – вероятность того, что это поможет ему в реальном развитии собственной компании очень низкая."

Еще одно мнение – экономика и игры идут вместе, да, но только если вы издатель.

На этом все. И помните – в играх главное чтобы было интересно.

P.S.: Есть замечательная экономическая игра – Forex. Уж там то можно не только научится зарабатывать деньги, но и заработать их.

P.S.S.: Ну, бросать играть в Марио не стоит – как давно всем известно, игры развивают интеллект, и даже частично полезны для зрения, и так же во время игры в видеоигру быстрее сжигаются калории. Но каждый, особенно PRO-gamer, должен заботиться о своем здоровье.

Связанные записи