Маджонг

Происхождение игры
Вопреки распространенному мнению, нет никаких оснований полагать, что маджонг является древней игрой («в которую играл сам Конфуций», как пытаются в этом уверить многие продавцы наборов для игры) или же что игра эта была придумана конкретным человеком или группой людей. Несмотря на то, что происхождение маджонга можно проследить из глубины прошлого от основанных на сборе комбинаций карточных игр и домино, в которые играли в Китае на протяжении веков, история игры в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, прослеживается не раньше, чем с конца 19 столетия.

Вероятней всего, маджонг происходит из китайских провинций вокруг городов Ханчжоу, Нанкин, Шанхай и Нинбо. Его непосредственным предшественником могла быть популярная карточная игра под названием «Ма-Тьао». Это была довольно простая игра, основанная на составлении комбинаций из карт четырех мастей, пронумерованных от 1 до 9, и четырех премиальных карт, которые позднее, в 19 веке, были заменены на 108 карт в трех мастях, называемых «Пин» («кружок»), «Со» («веревка») и «Ван» («десять тысяч»). Предположительно, именно эта игра в кругах чиновников, ученых людей и прочей элиты и эволюционировала в первую версию маджонга в конце 19 века.

Еще в 1905 году район Китая, где игра была популярна, ограничивался территориями в нижнем течении реки Янцзы и пригородами Пекина, но уже к 1920 году она распространилась по всей стране и стала национальной игрой. Несмотря на то, что развитие игры началось в провинциях вокруг Нинбо, своего максимального развития она достигла в Южном Китае.

Две наиболее популярные в то время версии маджонга, известные как «Шанхайский маджонг» и «Кантонский маджонг», были проще классической версии игры в том, что касается подсчета очков и являлись скорее уцелевшими формами первоначального маджонга, чем упрощенными формами классической игры. Европейские и американские версии маджонга в большинстве своем основаны именно на этих популярных формах. Так называемый «Европейский классический маджонг» – один из примеров такого варианта классического маджонга.

Название игры – «Маджонг» (иногда его пишут как «ма-джонг», «ма джонг») – это англизированная форма китайского слова, которое на шанхайском диалекте произносится как «ма-чонг», где «ма» означает «лен», «чонг» – «птица», а вместе, как составное слово – «воробей».

Существует несколько теорий, объясняющих, почему игра была названа так. Некоторые утверждают, что стук костей напоминает щебетание воробья; другие полагают, что достать выигрышную кость также сложно как поймать воробья. Воробей в Китае считается также птицей, символизирующей сообразительность. Для некоторых предсказателей будущего воробей – это проводник, видимый представитель невидимого. С другой стороны, вполне возможно, что современное название игры есть всего лишь искаженное имя ее предшественника – «Ma-Тьао», которое на некоторых диалектах произносится почти как «ма-чонг». На современном мандаринском диалекте китайского языке маджонг произносится как «мацзян».

Маджонг в Японии
Маджонг был «привезен» в Японию в 1907 году, и в 20-х годах был уже очень популярной игрой. В период китайско-японской войны 1937-1945 годов игра была в Японии запрещена, но вскоре после окончания войны маджонг вновь вернул себе былую популярность и продолжает пользоваться этой популярностью по сей день.

Японский маджонг сохранил многое от классической игры. Например, сохранен зачет очков за базовые комбинации и правило, по которому «Восток» получает и платит в двойном размере. При этом, однако, как и в большинстве современных азиатских версий, по японским правилам только победитель получает очки. В японском маджонге отсутствуют «цветы» и «сезоны», а также большинство классических лимитированных комбинаций.

Наиболее отличительной чертой японского маджонга является правило о том, что игрок, снесший кость, которая позволила другому игроку выиграть, платит победителю не только за себя, но и за всех остальных проигравших игроков. Таким образом, в игре по японским правилам существенное значение приобрела тактика защиты от опасного сноса. Другой отличительной чертой японского маджонга, которая частично может быть объяснена наличием риска серьезного проигрыша, является присуждение дополнительных очков за комбинации в закрытой руке (закрытые комбинации). В дополнение к присуждению удвоения за «Полностью закрытую руку» и «Три закрытых тройки» (аналогично китайским классическим правилам), японские правила присуждают два удвоения за руку пангов с тремя закрытыми тройками. В современных версиях японского маджонга эта тенденция получила еще большее развитие. Японские правила вводят также ряд новых сложных комбинаций, например: «Все простые», «Терминальная кость в каждой комбинации», «Последовательные чоу одной масти». К другим типично японским изобретениям можно отнести правило «священного сноса», «упущенного сноса» и «риичи».

В 1950-х годах группа японских игроков учредила Японскую Ассоциацию Маджонга, целью которой была разработка официальных японских правил игры и попытка приостановить появление новых комбинаций и правил. Данная ассоциация существует до сих пор и объединяет около 20 000 игроков, а официальные правила, разработанные ассоциацией, широко признаются не только в Японии, но и в Европе. Чаще всего эти правила называют японскими классическими.

Тем не менее, подавляющее большинство японских игроков используют другие правила, которые принято называть японскими современными. Эти правила отличаются от японских классических большим числом сложных комбинаций, применением правила «риичи» и, кроме этого, почти обязательным использованием премиальной кости, называемой «дора».

Игрововй Инвентарь
При игре в Маджонг используется либо набор фишек для Маджонга, либо специальные игральные карты, с изображениями, соответствующими фишкам. Один из брендов, выпускающий такие карты, называет их Mhing. Игровые карты часто используются в дороге, поскольку легче и компактней традиционных фишек.

Многие наборы для Маджонга также включают игральные кости, комплект жетонов или фишек для подсчета очков, а также специальные фишки-индикаторы направления для обозначения лидера (Восток) и сторон света. Некоторые наборы также включают четыре планки для удобной установки фишек (хотя во многих игровых наборах фишки достаточно толстые, чтобы устойчиво стоять вертикально), одна из которых отличается от остальных, чтобы обозначить лидера.

Наборы фишек для Маджонга в разных местах обычно отличаются. Как правило, набор включает по меньшей мере 136 фишек, но обычно 144, а наборы из Америки или Японии еще больше. Традиционный набор можно разделить на три категории фишек: масти, козыри и цветы.

Масти

  • Три масти — Точки, Бамбуки и Символы, нумерованные от одного до девяти по 4 шт. каждого вида.

Козыри

  • Четыре Ветра — Восточный, Южный, Западный и Северный по 4 шт. каждого вида.
  • Три Дракона — Красный, Зелёный и Белый по 4 шт. каждого вида.

Цветы

  • Цветы по 1 шт. — слива, орхидея, хризантема и бамбук
  • Сезоны по 1 шт. — (весна, лето, зима и осень — по 1 шт.)

Правила игры
Существует множество вариантов правил игры в Маджонг. В разных местах игроки часто предпочитают один вариант и избегают или считают неверными другие версии правил. И хотя большинство вариаций отличаются друг от друга только правилами подсчета очков, можно выделить несколько основных вариантов:

  • Китайский Классический Маджонг — наиболее старый вариант Маджонга. Эта версия игры была распространена в Америке в 20-х годах XX века, и до сих пор используется небольшим количеством игроков на Западе и некоторыми игроками в Азии.
  • Гонконгский или Кантонский Маджонг — вероятно наиболее распространенный вариант игры, незначительно отличающийся от Классического в правилах подсчета очков.
  • Сычуаньский Маджонг — приобретающий популярность, особенно на юге Китая, вариант Маджонга, исключающий возможность забрать с кона фишку, не использующий фишки Красный и Зеленый дракон и некоторые другие. Играется очень быстро.
  • Тайваньский Маджонг — преобладающий на Тайване вариант правил, отличающийся тем, что на руках у игроков имеется 16 фишек, по сравнению с 13 фишками в остальных версиях. Также имеются специальные бонусы для Лидера (Восток), и возможность победить нескольким игрокам с последней снесённой фишкой.
  • Японский Маджонг — стандартная японская версия Маджонга, преобладающая в видеоиграх. Отличается правилами подсчета и уникальными правилами риити (riichi) и дора (dora). В 2008 году в Ганновере будет проведен первый чемпионат по правилам риити European Riichi Mahjong Championship.
  • Западный Классический Маджонг — развитие упрощенного варианта правил распространенного в Америке в 20-х годах благодаря книге Джозефа Парка Бабкока Joseph Park Babcock’s Rules of Mah-Jongg. Сегодня этот термин скорее обозначает правила Райта-Паттерсона (Wright-Patterson), используемые в вооружённых силах США, и иные американские варианты правил, близкие к правилам Бабкока.
  • Американский Маджонг — стандартизированный Национальной Лигой Маджонга и Американской Ассоциацией Маджонга вариант игры, наиболее отличающийся от традиционного (Китайского Классического) Маджонга. В нем используется фишки Джокер, Чарлстон, комбинации из пяти и более фишек, не используется Чоу и объявление стандартной руки. Это дает основание некоторым считать Американский Маджонг самостоятельной игрой.
  • Малазийский Маджонг — упрощенный вариант на три игрока, в котором используется набор из 84 фишек, в том числе и фишка Джокер. Достоинством этой версии является более быстрая игра.
  • Сингапурский Маджонг — вариация Маджонга, распространенная на Сингапуре, похожая на Кантонский Маджонг. Отличительными чертами являются наличие уникальных фишек четырех животных (кошка, мышь, петух и многоножка) и некоторые изменения в правилах подсчета, которые позволяют при определенных условиях проводить рассчет в середине партии.

Другие варианты включают Фуцзяньский Маджонг (есть джокер), Вьетнамский Маджонг (с 16 разновидностями джокера) и Филиппинский Маджонг (с Оконным Джокером).

Однако есть правила разработанные специально для международных турниров. Так называемый спортивный маджонг.

Спортивный маджонг
Спортивный маджонг (Mahjong Competition Rules, MCR) – правила игры, разработанные специально для проведения национальных и международных спортивных соревнований по маджонгу. Их также называют китайскими официальными (“Chinese Official”) или международными правилами (“International Rules”).

В январе 1998 года Государственный спортивный комитет КНР официально признал маджонг видом спорта, обозначив его под номером 255 в общем списке видов спорта. Традиционно, в маджонг в Китае играли самым различным образом: в каждом крупном городе, в каждой провинции правила игры имели те или иные особенности. Однако, с признанием маджонга видом спорта возникла необходимость установить правила проведения официальных соревнований – национальных китайских и международных. Для этой цели мастера игры со всей страны собрались вместе и приступили к разработке будущих официальных и международных правил игры в маджонг. Те правила, которые опубликованы здесь под названием спортивного маджонга, являются результатом этой двухлетней кропотливой работы.

За короткое время своего существования правила спортивного маджонга успели претерпеть некоторые изменения. Последнюю редакцию правил на русском языке можно скачать тут(1,6 Мб).

Общая характеристика
В первом официальном издании международных правил было справедливо подмечено, что игрокам, намеревающимся освоить правила спортивного маджонга, необходимо оставить в стороне свои привычные представления о маджонге и приготовиться к тому, что игра по новым правилам потребует от них совершено иного уровня мастерства.

Спортивный маджонг основан на строгой и сбалансированной системе из 81 комбинации костей («фанов»), за которые начисляются очки: от 1 до 88 очков. При этом многие из этих комбинаций не встречаются в классических китайских правилах (например, двойное чоу, короткий ряд и т.д.), а привычные по классическим правилам комбинации, не приносят в спортивном маджонге каких-либо очков (например, одиночный панг простых костей, пара драконов и т.д.) или удвоений, которых в спортивном маджонге нет принципе.

Задача игрока заключается в том, чтобы собрать стандартный (три панга/конга/чоу и пара) или нестандартный (когда это прямо предусмотрено правилами) маджонг таким образом, чтобы он включал в себя любые из 81 комбинации костей, дающих в сумме не менее 8 оков. Разумеется, чем более дорогие комбинации игроку удается совместить в своей руке, тем больше очков он получает, и тем выше становятся его шансы на победу в раунде, игровой сессии или турнире в целом.

Полная игра по спортивным правилам (игровая сессия) состоит, как и в классическом маджонге, из четырех раундов – «восточный», «южный», «западный» и «северный» – по четыре сдачи (руки) в каждом, однако общее время игровой сессии, как правило, ограничивается в пределах 90-150 минут. Весь же турнир, обычно, состоит из 4-6 сессий и может быть длиться несколько дней.

Основные особенности
Официальное издание правил спортивного маджонга – довольно объемный документ, содержащий массу подробностей, многие из которых не сообщат опытному игроку ничего нового, так как они воспроизводят правила классического маджонга. Ниже приводится краткий перечень тех особенностей, которые отличают спортивный маджонг от других правил игры, избавленных от многословного описания и затерянности в толще правил (в скобках даны ссылки на соответствующие пункты официальных правил):

* восточный ветер завершает разбор стены взятием 1-ой и 3-ей кости из верхнего ряда (см. п. 3.5.5.6.);
* нет «мертвой стены» и «свободных костей»;
* цветы и конги замещаются с противоположного конца стены (см. п. 3.5.5.6.);
* каждый игрок складывает свой снос отдельно, в ряды по 6 костей (см. п. 3.6.4.);
* снесенная кость вслух не объявляется (см. п. 3.6.1.);
* не более 10 секунд на ход и 3 секунд для требования снесенной кости (см. п.п. 3.6.4 и 3.6.7.);
* взятая снесенная кость выкладывается перпендикулярно другим и указывает на снесшего ее игрока (см. п. 3.6.5.);
* объявленный закрытый конг выкладывается полностью в закрытую (см. п. 3.6.8.);
* ограбление конга возможно только в момент его объявления (см. п. 3.8.1.);
* очки присуждаются за одну или несколько из строго определенных 81 комбинации (см. п. 3.8.);
* нет комбинаций, дающих удвоение очков (см. п. 3.8.1.);
* нет правила просящей руки;
* не может быть объявлен маджонг стоимостью менее 8 очков (см. п. 3.9.1.1.);
* очки за цветы не учитываются для взятия минимума в 8 очков (см. п. 3.8.1.);
* очки подсчитываются только у игрока, объявившего маджонг (см. п. 3.9.);
* для подсчета очков используются снесенные кости (см. п. 3.11.11.);
* расчеты между проигравшими не производятся (см. п. 3.9.);
* игрок, снесший кость на маджонг, платит больше (см. п. 3.9.1.3.);
* позиция восточного ветра не удваивает очки/выплаты (см. п. 3.9.1.);
* ветра переходят независимости от результата сдачи (см. п. 3.4.8.).

Информация взята с сайта http://www.mahjong.ru/ и Википедии ©

Связанные записи