Меню

Сёги

Мы все много раз видели в различных аниме как играют в эту игру. Собственно ей статья и посвящается 🙂

Сёги

Японские сёги, также как и китайские сянци, и собственно шахматы, произошли от древнеиндийской игры чатуранги. Двинувшись на Запад чатуранга стала шахматами, на Восток – сянци и, затем, сёги. Впервые же Япония познакомилась с сёги в VIII веке.

Существует множество вариантов сёги, некоторые сохранились и до наших дней. В XVI веке правила игры стандартизировались, также были введены правила вывода фигур на доску и фактически сёги приняли своё окончательный вид. В XIX веке началось бурное развитие сёги за счёт унификации теории игры и привлечения большого количества игроков.

Доска сёги – 9×9 клеток, нумерующихся сверху вниз и справа налево. Клетки имеют прямоугольную форму, никак не обозначены и не имеют цвета. «Сверху» расставляются в три ряда белые фигуры – пятиугольные дощечки с иероглифическими надписями, названиями фигур, «снизу» – в идентичном порядке, фигуры черных. Играют два игрока. «Белые» и «черные» – это обозначение играющих, фигуры в сёги одного цвета, принадлежность последних определяется направлением острого угла дощечки. Фигура всегда устанавливается острой стороной к противнику. У каждого игрока по 20 фигур 8 наименований, отличающихся друг от друга своей ценностью, силой и рисунком ходов.

Основные зоны игрового поля
Начальная расстановка фигур

У каждой стороны есть один король, одна ладья, один слон, два золотых генерала, два серебряных генерала, два коня, два копья и девять пешек. В крайнем ряду, рядом с копьями располагаются кони. Рядом с конями – серебряные генералы. Рядом с серебряными генералами – золотые генералы. В центре, между двумя золотыми генералами находится король. На втором ряду – только две фигуры. Перед конем с левой стороны находится слон. Перед конем с правой стороны – ладья. В третьем ряду расположены девять пешек.

Ценность фигур

В традиционных шахматах, есть известная формула ценности фигур: где за единицу измерения берётся пешка, и тогда конь и слон оцениваются в три, ладья – в пять, а ферзь – в девять пешек. И каждый шахматист в мире применяет эту формулу для определения материального преимущества, достижение которого – главная стратегическая задача в шахматной партии. В сёги материал не является таким же краеугольным камнем, как в шахматах.

Производя размены, всегда следует учитывать конкретную ситуацию на доске. В зависимости от степени укрепленности королевских крепостей, тактических возможностей и общего стратегического рисунка игры сила фигур в сёги может изменяться. Неоднозначность шкалы ценностей иллюстрируют и некоторые пословицы, сложенные об игре. Например: «Одна пешка ценнее тысячи золотых генералов», «Превращенный слон стоит трех генералов» или «В конце игры скорость важнее материала».

Тем не менее, несмотря на неоднозначность, материальный баланс является одним из важнейших критериев оценки позиции. Кодзи Танигава, 17-й Пожизненный Мейдзин, в книге «Как мыслить, чтобы выигрывать в сёги» предлагает следующую шкалу ценностей фигур:

  • Пешка – 1 балл;
  • Копье – 5;
  • Конь – 6;
  • Серебрянный генерал – 8;
  • Золотой генерал – 9;
  • Превращенный серебр. генерал – 9;
  • Превращенное копье – 10;
  • Превращенный конь – 10;
  • Превращенная пешка – 12;
  • Слон – 13;
  • Ладья – 15;
  • Превращенный слон – 15;
  • Превращенная ладья – 17.

Превращение обязательно для фигур, которые не могут продолжать игру со свойствами непревращенных фигур, такие случаи возможны для пешки, копья и коня.

Если превращенная фигура взята противником, то она теряет свои способности и приобретает первоначальные свойства.

Взятие фигур

“Взятие” – это ход на поле, занятое фигурой противника. В этом случае фигура противника снимается с доски и размещается рядом с ней. В отличие от шахмат, где взятые фигуры удаляются до конца игры, в сёги они могут в дальнейшем быть использованы как свои. Эти фигуры находятся в “резерве” (“в руке”) и в любой момент такая фигура может быть выставлена (сброшена) на любое свободное поле. На диаграммах взятые фигуры обычно показывают вне доски.

Превращение

Когда фигура достигает лагеря противника (зоны превращения) у неё возникает возможность стать превращённой (исключение составляют лишь Король и Золотой Генерал, которые превращаться не могут). Но превращение не является обязательным, оно может быть осуществлено при любом очередном ходе (сначала передвижение, затем превращение), но только если эта фигура по-прежнему находится в лагере противника. Фигура может быть также превращена за пределами зоны превращения – в момент выхода из нее. При превращении фигура переворачивается сразу после хода и приобретает свойства превращенной фигуры. Для большинства фигур это способности Золотого Генерала, Ладья и Слон превращаются соответственно в Короля-дракона и Коня-дракона. Обратное превращение не допускается.

Превращение обязательно для фигур, которые не могут продолжать игру со свойствами непревращённых фигур, такие случаи возможны для Пешки, Копья и Коня.

Если превращенная фигура взята противником, то она теряет свои способности и приобретает первоначальные свойства.

Выставление

Фигура, находящаяся “в руке”, может быть выставлена (сброшена) на любое свободное поле доски, что считается очередным ходом. Фигура сбрасывается только в непревращённом виде (даже если она была превращенной до взятия). Нельзя выставлять фигуру на поле, занятое фигурой противника. После выставления фигура приобретает те же права, что и находящиеся на доске. Если фигура сброшена в лагерь противника, она может превратиться, только сделав следующий ход, даже если он сделан на поле за пределами зоны превращения.

Запрещенные ходы

Следующие ходы запрещены:

  1. Сдваивание пешек (нифу). Когда на одной из вертикалей имеется непревращённая пешка, не разрешается выставлять другую пешку на ту же вертикаль.
  2. Выставление пешки с матом (учи-фу-тсумэ). Не разрешается выставлять пешку с матом королю противника, однако объявлять мат очередным ходом пешки, находящейся на доске, разрешено.
  3. Неправильные ходы (кинтэ).
  • Выставленная фигура заперта. Запрещается сбрасывать фигуры таким образом, что у них будет отсутствовать возможность хода в дальнейшем. Такая ситуация возникает при выставлении Пешки, Копья либо Коня на последнюю горизонталь, а для Коня – также при сбросе на предпоследнюю горизонталь.
  • Выставленная фигура сразу перевернута.
  • Ход фигурой сделан не по правилам.

Игроку, сделавшему запрещенный ход, может быть присуждено поражение.

Ничья

Большинство партий в сёги оканчиваются либо матом, либо признанием поражения одним из игроков, однако ничья также возможна.
Повторение. Пытаясь избежать проигрыша или ухудшения позиции, возможные как для одной, так и для другой стороны, игроки могут сознательно повторять ходы.

Ничья объявляется при четырёхкратном повторении одновременно следующих трёх условий:

  • позиция на доске;
  • фигуры “в руке”;
  • очередность хода.

Безвыходное положение. Такая ситуация возникает крайне редко, при варианте, когда оба короля зашли в лагерь противника и нет возможности поставить мат.

В таком случае производится подсчёт фигур. Ладья и Слон считаются за 5 очков, остальные – за одно. Если оба игрока имеют в сумме более 24 очков, то присуждается ничья. Если у одного из игроков менее 24 очков – ему засчитывается проигрыш.

Вечный шах. В сёги нельзя форсировать ничью вечным шахом, как в шахматах. Если в результате серии шахов одного из соперников, позиция была повторена троекратно, то шахующий обязан изменить свой ход, иначе ему будет засчитано поражение.

Источник – http://leit.ru, http://shogi.by/, оформление под нашу блоговую систему – я любимый))

http://www.geocities.jp/bonanza_shogi/bonanza2.1_csawin.zip – английская версия игры для пк. Для настоящих маньяков)))

5 comments

  1. ILIN:
     

    Большинство партий в сёги оканчиваются матом. Хорошо хоть не мордобоем. Простите, не удержался, уж очень велик соблазн.

    Ценность статьи для меня мала, но за старания с оформлением, пожалуй, тыцну плюс. Если бы про игры так писал, то цены тебе не было бы.

  2. Memphis:
     

    На самом деле, статья высшая… Спасибо, что выложил. Вот только с иероглифами поначалу путаница выходит, но потом привыкаешь…)))

  3. Televizor:
     

    Картинки можно было бы и не из мира подгружать.

  4. vovan:
     

    тема ничего, но если б так писали про современные игры…))

  5. onizooka:
     

    То что игра интереснейшая – НЕОСПОРИМО, но я бы наверное свихнулся играть в нее по всем правилам ведь она не как шахматы на час или 2 можно и на 7-8 часиков зависнуть(играя с другом +пивас)

Добавить комментарий