Меню

В борьбе за Марку

Стандартная ситуация: разработчик, создает нечто новое, новую игру с интересными фишками, инновационным управлением, смелым дизайном – в общем проект, который производит фурор, продается платиновым тиражом и получает признание игровых изданий. Затем после успеха следует вопрос: “что делать дальше?”, и сразу же ответ: “новую часть с номером два” и так далее по нарастающей и проект превращается в однообразный сериал, который продается, поскольку хорошо известен, а альтернативы как таковой нет. В таком положении разработчик может позволить себе расслабиться и пропустить конкурента, который окажется на голову выше по всем пунктам. За примерами далеко ходить не надо: это всем известная серия Tony Hawk и новичок Skate, Rock Band и Guitar Hero, Call of Duty и Medal of Honor. О них и поговорим.

Новичок: Skate (продался тиражом в 700 тысяч копий)
Ветеран: Tony Hawk’s Proving Ground (продался тиражом в 600 тысяч копий)
Особенности Tony Hawk’s Proving Ground: известность имени Tony Hawk, введение новых элементов в игру, механику и управление же разработчики прежними.

Еще до релиза Skate журнал Edge в интервью с Neversoft спросил, что думает команда разработчиков Tony Hawk о конкурирующем проекте Electronic Arts. "Вот вам метафора. Возьмите Челси и Manchester United – пока Man U побеждает раз за разом, никому нет дела до Челси", – ответил арт-директор Крис Уорд.

Что хотел сказать этой фразой Крис? Видимо, он был практически бесконечно уверен в непоколебимости серии Tony Hawk. Ведь на самом деле за плечами Neversoft девять частей "игры про скейт", начиная с далекого 1999 года, а также право на эксклюзивное использование имени Тони Хока до 2015 года. За серией об экстремальном спорте стоят миллионы долларов.

Однако гордое одиночество в данной нише было прервано амбициозным новичком. Будучи разработкой внутренней студии Electronic Arts, Skate дебютировал всего на двух платформах: Playstation 3 и Xbox 360, и получил "хорошо" и "отлично" от разных игровых изданий. В США суммарные продажи Skate составили около 700 тысяч экземпляров, что является очень хорошим показателем для нового проекта. Более того, вероятнее всего, стандартом теперь станет именно игровая механика Skate, поскольку кнопочное управление в THPG (Tony Hawk Proving Ground) выглядит теперь устаревшим.

Появление игры Tony Hawk’s Proving Ground сразу на пяти платформах положения не спасло, вылившись в 600 тысяч экземпляров, а общее настроение обзоров игры также оставляло желать лучшего. Возможно, именно сейчас разработчикам самое время подумать о Челси.

Примечание: данные о продажах THPG несколько разнятся, начинаясь от 250 тысяч и заканчивая 600 тысячами проданных экземпляров. Все цифры продаж указаны для территории США.
Новичок: Rock Band (продажи составили около 1.5 миллиона бандлов)
Ветеран: Guitar Hero III (продажи более 5 миллионов)
Особенности Guitar Hero III: новая история, новые треки, большое количество легендарных групп, известность бренда.

Особенность ситуации состоит в том, что разработчиком обоих проектов является одна студия. Именно Harmonix создала и Rock Band, и Guitar Hero.

Успехи серии Guitar Hero просто ошеломительные: только на территории Северной Америки сумма продаж составила более миллиарда долларов, были скачаны более 5 миллиона дополнительных треков. С ноября 2005 в США было продано более 14 миллионов экземпляров игры. Последняя часть Guitar Hero III: Legends of Rock, разработанная студией Neversoft стала одной из самых продаваемых игр 2007 года.

Малоизвестный факт: издательство Activision выкупило права у прежнего издателя RedOctaine за 100 миллионов долларов, что на фоне текущих продаж выглядит крайне выгодной сделкой.

Harmonix разрабатывали Rock Band, который продался тиражом в 1.5 миллиона копий. Мало, кто видел такую скорость достижения миллионного рубежа. Особенность этого достижения состоит в том, что стоимость бандла с игрой составляет 170 долларов ($160 в версии для Playstation 2). Общие продажи не сравнятся с Guitar Hero, которая в два раза ниже в цене, однако вырученные деньги практически равны. Если учесть, что Rock Band является новым проектом, то можно с уверенностью сказать, что дебют удался на славу.

Activision теперь придется прикладывать большие усилия, чтобы сделать Guitar Hero лучше и интереснее восходящей звезды Rock Band. Но пока Guitar Hero гордо восседает на троне.
Новичок: Call of Duty 4 (продажи более 5 миллионов на территории США)
Ветеран: Medal of Honor: Airborne (продажи около 300 тысяч экземпляров)
Особенности Medal of Honor: Airborne: настоящая инновация в игровом дизайне, традиционная тема второй мировой.

Следует признать, что серия Call of Duty до недавнего времени сама находилась в позиции верно идущего ко дну. Но было время, когда серия Medal of Honor являлась стандартом среди шутеров на тему второй мировой войны, и является центральным игроком в жанре, поэтому "ветераном" выбрана именно MoH.

Это может показаться смешным, но студия Infinity Ward состоит из основателей серии Medal of Honor. Им удалось создать шутер, который выделяется на фоне всех остальных представителей жанра. Последняя же часть Medal of Honor является крепко сбитым середняком на тему второй мировой войны с одной по-настоящему интересной инновацией: игрок может спрыгнуть с парашютом в любую точку карты, и, таким образом, спланировать развитие событий самостоятельно.

Даже в то время, когда серия Call of Duty только дебютировала в 2003 году, серия Medal of Honor уже находилась на верном пути к кризису. Основным отличием Call of Duty 4 от Medal of Honor: Airborne стал отказ от сеттинга второй мировой в пользу сегодняшних дней. Цифры продаж разнятся чуть ли не в двадцать раз: 5 миллионов копий против трехсот тысяч, притом, что Call of Duty 4 появилась в продаже на два месяца позже.

В Electronic Arts слишком оптимистично решили, что серии Medal of Honor требуются инновации для выхода из кризиса. Но, видимо, людям просто надоело играть в одно и тоже. С этим ничего не поделаешь.

Новичок: Saints Row (продажи на территории США составили около 800 тысяч экземпляров)
Ветеран: GTA (GTA: San Andreas продалась тиражом в 7.5 миллионов копий игры)
Особенности GTA: всемирная известность серии.

В самом лучшем свете Saints Row – это шикарно исполненный трибьют серии Grand Theft Auto. В худшем – не очень удачная попытка скопировать самый лучший симулятор бандитской жизни.

И действительно, если смотреть на Saints Row объективно, то не заметить сходства с серией GTA невозможно. Более того, среди большой армии клонов, SR действительно выделяется, но перепрыгнуть автоугонщика не получилось. Но в целом для жанра это хороший вклад.

Saints Row неплохо продался, взяв планку в миллион копий по миру, из которых было продано 800 тысяч в США. Однако эти цифры не идут ни в какое сравнение с GTA: San Andreas, которой в одной Америке было продано более 7.5 миллионов. Это достаточно хорошо показывает насколько известна и популярна серия.

Вообще думать, что THQ и Volition хотели "показать" Rockstar и свергнуть серию GTA с насиженного места, было бы неразумно. Здесь, скорее, сыграл роль фактор, что можно получить неплохие деньги, если выпустить игру в духе GTA. Издатель в лице THQ, не долго думая, выбрал неизвестного и недорогого разработчика. Самым безопасным способом был создать игру идентичную автоугонщику, рассчитывая, что изголодавшиеся геймеры проглотят не глядя.

Время появления нового Saints Row было выбрано как нельзя лучше – в августе 2006: как раз между уже вышедшей осенью 2004-го GTA: San Andreas и ожидаемой GTA IV, которая планировалась на осень 2007. Можно и не надеяться, что Saints Row 2 появится весной вместе с релизом GTA IV, поскольку это было бы самоубийством даже для более крепкого проекта. Скорее всего, дата релиза будет отнесена на безопасное расстояние, может на традиционно прибыльное рождество. Таким проектам просто необходимо заботиться о самоокупаемости.

Новичок: All-Pro Football 2K8
Ветеран: Madden NFL 08
Особенности Madden NFL 08: эксклюзивная лицензия NFL

Какой способ защитить свой франчайз самый лучший? Просто уберите арену для конкуренции. Это можно сделать, съедая девелоперов, которым может взбрести в голову разрабатывать проект, похожий на ваш. А можно купить эксклюзивную лицензию.

Именно так и поступила компания Electronic Arts, сделав ход конем и заключив пятилетний контракт с National Football League и NFL Players Inc. в 2004 году. Таким образом, избавив самого большого конкурента NFL 2K от возможности использовать настоящую символику NFL и все с ней связанное. На этой неделе ЕА продлила срок контракта с NFL до 2013 года.

Без лицензии NFL разработчикам нельзя даже упоминать в своей игре об NFL. Однако 2K Sports и Visual Concepts решили объединить усилия и создали All-Pro Football 2K8, в котором присутствуют 240 бывших звезд NFL, в попытке привлечь фанатов к "настоящему" NFL без лицензии.

Но такой шаг оказался слишком слабым противостоянием "купившему все" гиганту. PSP-версия Madden NFL 08 продалась лучше, чем All-Pro Football суммарно на Xbox 360 и PS3.

Действительно, спорить о том, что это и есть самый верный способ защитить свой франчайз, никто не будет. Да, это потеря покупателей, которые хотят что-то другое кроме Madden, да, это потеря разработчиков, которые хотели бы сделать официальную игру NFL, да это отсутствие конкуренции, и как следствие застой в жанре. Но ЕА не стала бы самым большим издателем в мире, если бы жалела других, самой бы выжить.

Вот такие пять небольших примеров показывают, что все зависит от разработчика. Одни могут себе позволить каждым новым проектом делать революцию в жанре и получать награды "игра года" и "инновация в жанре". А другие превратили свои многомиллионные франчайзы в дойную корову, выпуская каждую новую часть с надеждой, что "пипл схавает". Но тенденция, когда в первую очередь думают о деньгах, а только потом об игроках, становится все более популярной, особенно у мегакорпораций вроде Electronic Arts и Activision.

Комментариев нет

Добавить комментарий