Меню

Есть ли будущее у Xbox 360?

В сентябре 2005 отделение Xbox корпорации Microsoft сообщило об убытках в 4 миллиарда долларов за последние четыре года пребывания на рынке консолей. Для любой другой компании такие траты могли означать конец в индустрии. Для Microsoft это стало обязательной платой, чтобы поднять бренд Xbox на ноги, сделать его узнаваемым, а через два месяца запустить Xbox 360. Таким шагом Microsoft открыла двери следующему поколению.

Время запуска было рассчитано так, чтобы Xbox 360 сразу занял лидирующую позицию, но в итоге результат такого хода получился "с побочным эффектом". С одной стороны 360-й стал лидером в войне консолей нового поколения, но с другой вышел недоработанным, столкнув многих пользователей с "огнями смерти" или red ring of death – ошибкой, появлявшейся вследствие перегрева приставки. Такая ошибка стоила 1.5 миллиарда долларов Microsoft и волевого решения продлить гарантию на "горящие" приставки до трех лет. С момента запуска прошло уже более двух лет, и Microsoft говорит, что Xbox 360 все еще на вершине, так ли это?

Xbox 360 может многим привлечь покупателей: огромный каталог игр, отличный онлайновый сервис и один из самых удобных игровых контроллеров когда-либо существовавших. Эта консоль смогла создать огромное коммьюнити, перешагнув отметку в 18 миллионов приставок, проданных по всему миру. Возвращаясь к тем четырем миллиардам "инвестиций", которые заплатила Microsoft для прихода на рынок консолей, следует сказать, что 2007 год стал поворотным для подразделения Xbox – наконец оно сообщило о выходе на прибыльный уровень.

Последние два финансовых квартала показали положительные результаты. За период с 1 июля по 31 декабря 2007 Xbox Entertainment and Device Division сообщило о прибыли в 522 миллиона долларов от общих доходов в 5.53 миллиарда.

Это же подразделение занимается PC-играми и аксессуарами, телефонами, плеером Zune, но Microsoft предпочла приписать все лавры Xbox 360, отметив увеличившиеся продажи Xbox 360, продажи Halo 3, доходы от Xbox Live и продажу аксессуаров для Xbox 360 в качестве основных причин роста доходов.

Чтобы понять, какую часть занимает подразделение Xbox от всей корпорации Microsoft, приведем следующие цифры: доход в 5.53 миллиарда долларов стал частью общих доходов корпорации в 30.3 миллиарда за тот же период. Путем нехитрых вычислений получим, что это самое подразделение приносит почти пятую часть общих доходов – 18.25 процента. Бизнес-план, рассчитанный для Xbox 360, оказался выполнен почти полностью: в 2006 году на выставке Е3 Билл Гейтс озвучил версию, что 360-й продастся 10 миллионным тиражом к концу года, ошибившись в своих прогнозах на 400 тысяч консолей.

Но если полтора миллиона было продано к концу 2005, 10.4 млн. к концу 2006 и 17.7 млн. к концу 2007, то выходит, что в 2007 было продано консолей меньше, чем в 2006. Здесь плохие новости не заканчиваются: бешеные продажи Wii не оставляют Xbox 360 шанса на первенство, а Playstation 3 достигла цифры в 9.5 миллионов консолей, проданных к концу 2007 по всему миру. Единственная страна, где 360-й продался лучше PS3 в 2007, была Северная Америка.

Такие слабые по сравнению с предыдущим годом продажи выглядят странно. Microsoft начала 2007 год с большим отрывом от преследователей, большим списком выходящих игр, хорошим маркетингом со скидками, но это не очень помогло, как видно.
Нельзя спорить, что продажи железа чрезвычайно важны, но самая важная часть доходов – это игры. В этом отношении Xbox 360 находится в добром здравии, поскольку только у этой консоли текущего поколения "аттач рэйт", т.е. количество проданных игр на одну консоль, является равным 7. Такой показатель оставляет позади Playstation 3 и Wii. Генеральный менеджер Microsoft Game Studios Europe считает, что разработчики выберут именно Xbox 360. "Если вы являетесь third party разработчиком и ищете платформу для разработки, то 360-й просто создан для того, чтобы стать центром вашего бизнеса".

Каталог игр для Xbox 360 действительно впечатляет и является одним из определяющих факторов при покупке консоли. В него входят как большое количество эксклюзивов, таких как BioShock, Blue Dragon, Crackdown, Dead Rising, Forza Motorsport 2, Gears Of War, Lost Odyssey, Mass Effect, Project Gotham Racing 4, так и кроссплатформенные тайтлы как Assassin’s Creed, Burnout Paradise, Call Of Duty 4, FIFA ’08, Need For Speed ProStreet and Pro Evolution Soccer 2008 и многие другие. Игрокам, которые уважают существующие игровые жанры, определенно стоит обратить внимание на Xbox 360.

Есть еще одна небольшая причина успеха Xbox. Сложно обсуждать историю платформы, не придавая ей значения. Ее имя – Halo. Важность этой игры не может быть переоценена: первая часть этой эпической саги стала самым продаваемым проектом с момента старта первого Xbox. Успех ее смогла побить только вторая часть экшена, став самой продаваемой игрой за все время существования Xbox, а также самой популярной онлайновой забавой в Xbox Live до появления смены в лице Gears of War. В сентябре 2007 года увидела свет Halo 3, тут же став самой продаваемой игрой уже для Xbox 360, с легкостью преодолев планку в 8 миллионов копий. Эта же игра стала поводом для выпуска Special Edition консоли в боевой раскраске со спецкомплектом.

Имя Halo очень важно для Microsoft – к рождеству 2008 будут выпущены Halo Wars и Halo Chronicles, также можно не сомневаться, что продолжение оригинальной истории не заставит себя долго ждать.

Но Xbox 360 это не только Halo, как вы понимаете. На этой платформе представлено большинство существующих игровых жанров: шутеры от первого лица, гоночные проекты, приключения от третьего лица, спортивные тайтлы, олд-скул JRPG.
sНо если вы хотите успеха для своей консоли, хотя бы шанс достичь успеха Playstation 2, думаете, такое портфолио игр подойдет? В чем кроется секрет безумных продаж PS2 (по всему миру было продано более ста миллионов приставок) даже в сегодняшние дни? Успех Playstation 2 – в ее линейке игр, их количество и качество способны удовлетворить самого требовательного игрока. Заслуга Sony в том, что она смогла привлечь огромное количество third party девелоперов.

"Если вы посмотрите на линейку third party игр для Xbox 360, то поймете, что мы идем вровень в PS3, и ситуация в корне отличная от прошлого поколения, когда PS2 была впереди планеты всей. У нас вы увидите и игры про Lego, игры по фильмам Pixar, Guitar Hero или Rock Band – все они приходят на нашу консоль".

По сравнению с оригинальным Xbox линейка игр для 360-го гораздо шире. И если первого обвиняли в том, что его поглотило засилье игр о космических пехотинцах и дорогих машинах, 360-й удовлетворяет потребностям гораздо большего количества игроков. Microsoft своей возможности откусить от пирога игрового бизнеса не упустила. Более того, как показала практика Nintendo Wii, казуальная аудитория имеет большое значение. Viva Pinata стала попыткой привлечь детей, а таким образом создать имидж семейной приставки. Хотя в этом направлении предстоит много работать, тот же проект Scene It явно черпал "вдохновение" из конкурирующей аркады Buzz!.

Playstation имеет большое количество внутренних тайтлов, которые на Xbox 360 и последующих никогда не появятся. Все что остается Microsoft – искать сторонних разработчиков, которые бы делали похожие проекты. Большой вопрос о будущем Xbox 360 состоит не в том, насколько хороша коллекция игр сейчас и какой станет, потому что занятая ниша замечательна – все дело в отношении Microsoft к своей аудитории, а также ее дальнейшему увеличению.
Давайте ненадолго отвлечемся, чтобы обсудить такое явление как Xbox Live Arcade. Что предлагает этот сервис? – казуальные проекты, которые не значатся в основном каталоге игр, среди которых Carcassonne, Hexic, Pac-Man и Zuma. Однако самым популярным проектом в XBLA стал популярный в 90-х beat’em up Teenage Mutant Ninja Turtles или, проще говоря, Черепашки Ниндзя. И действительно, основной аудиторией Xbox 360 являются люди 20-25 лет, которые не прочь поностальгировать по играм своего детства. Но не стоит думать, что в XBLA царит засилье старых проектов, этот сервис является отличной площадкой для малых разработчиков. Chuck Spencer комментирует это так: "В Live Arcade представлено огромное число маленьких игр, начиная от шашек и заканчивая Черепашками Ниндзя, и все это доступно по очень приятной цене для покупателя. Live Arcade имеет огромную ценность".

Если существует область, в которой Microsoft действительно преуспела, так это Xbox Live в целом и глубина онлайновой интеграции 360-го в частности. Ни Sony, ни тем более Nintendo не удалось даже близко подобраться к Xbox 360 в плане онлайна. Практически каждый проект, выходящий на 360-ом имеет связь с онлайном: будь-то полноценный мультиплеер, либо обычные лидерборды. Наличие поддержки онлайна в играх Xbox 360 обязательно, это контролирует сама Microsoft. Сможет ли PlayStation Network достичь функциональности Xbox Live вопрос большой, но даже если сможет, обогнать лидера будет очень непросто.

Microsoft взрастила коммьюнити, которое может платить за качественный сервис, но это может сыграть против нее. В дни рождества в 2007 году, Live показал себя не с лучшей стороны, поскольку многие люди испытывали трудности с доступом. Microsoft тогда обострила ситуацию, отказавшись признавать вину, однако через некоторое время провела акт невиданной щедрости, подарив каждому пользователю Xbox Live одну игру из XBLA. Но это никак не отменяет главного факта: даже платный сервис бывает в дауне в ответственные моменты.
Но недоступность Xbox Live в течение пары недель по сравнению со следующей проблемой – просто как праздник. Речь, естественно, о the Red Ring of Death или красных огнях смерти, которые сообщают о проблемах с «начинкой» консоли. По неофициальным оценкам, проблемы с такой ошибкой испытывают 30-35% проданных Xbox 360. Microsoft в итоге сама признала, что проблема существует, и на ее решение был выделен 1 миллиард долларов, а гарантия на все проданные Xbox 360 теперь равняется трем годам.

Виновницей таких мер стала сама Microsoft, поскольку на еще стадии разработки будущей консоли экономили абсолютно на всем, что, как видно, помогло не особо. Однако ситуация исправляется в лучшую сторону, т.к. за последнее время появились две ревизии материнских плат с кодовыми именами Zephyr и Falcon, которые от красных огней страдают гораздо в меньшей степени, чем Xbox 360 первых ревизий на материнской плате Xenon.

В плане мультимедиа 360-й оказался в незавидном положении со смертью HD-DVD и победой Blu-Ray. Внутренние же возможности Xbox 360 также сильно ограничены, поскольку музыку можно только скачать или сделать рип аудиодиска, скачанные фильмы автоматически удалятся после определенного периода времени. Смысл большого винчестера отпадает, т.к. хранить там по сути и нечего. Решение Sony сделать из своей консоли медиакомбайн выглядит гораздо более осмысленным: Sony также имеет подразделения, отвечающие за музыку и фильмы. Большинство людей не захотят скачивать фильм на три дня, им хочется создать коллекцию. Xbox 360 со своей закрытой архитектурой этим требованиям не удовлетворяет.

Для каждой "странности" Xbox 360 существует один простой ответ: Xbox 360 (и его последователи) является следствием бизнеса Windows. И Windows – это самая важная часть загадки. Xbox является частью Microsoft dream – жизни, где работа и отдых осуществляются на железе и софте Microsoft. Эта цель была озвучена Биллом Гейтсом: "Создать платформу, работающую на нашем программном обеспечении, которая стояла бы на каждом столе в каждом доме". И Xbox 360 является шагом в этом направлении.

Подводя итог можно сказать, что назвать Xbox 360 умирающей платформой нельзя никак, слишком много еще впереди – это будущие проекты, развитие Xbox Live и, в самой далекой перспективе, появление преемника. Ближайшее же рождество покажет миру проекты ААА-класса, такие как Alan Wake, Banjo-Threeie, Fable 2, Gears Of War 2, Halo Chronicles, Halo Wars. Именно с помощью Xbox 360 Microsoft смогла показать зубы Sony и более того – откусить внушительный кусок пирога от бизнеса Playstation.

Комментариев нет

Добавить комментарий